Электронная подпись для ИП

26.05.2025

Отличается ли электронная подпись, которую выпустили для индивидуального предпринимателя, от подписи для юридического или физического лица? Где можно выпустить сертификат? На эти вопросы ответим в статье.

Отличается ли подпись для ИП от других

Электронная подпись (ЭП, ранее называлась ЭЦП) всегда выпускается для конкретного физического лица и юридически подтверждает действия, которые он совершает с помощью этой электронной подписи. Но если подпись нужна для сотрудника или руководителя организации, то она дополнительно содержит и данные юридического лица. Такой ЭП можно подписывать документы от имени этого юрлица.

Индивидуальный предприниматель выпускает подпись на себя. В сертификате для ИП в отличие от физлица, есть сведения об основном регистрационном номере ИП (ОГРНИП).

Если у индивидуального предпринимателя работают сотрудники, то на них выпускают электронные подписи для физлиц. Чтобы они могли подтвердить свои полномочия и сдавать отчетность от лица ИП, нужно оформить машиночитаемые доверенности (МЧД).

Для чего нужна электронная подпись ИП

Чаще всего для индивидуальных предпринимателей подходит квалифицированная электронная подпись (КЭП). С помощью нее можно решить следующие задачи:

  • сдавать налоговую и другую отчетность через интернет,
  • подписывать электронные документы,
  • взаимодействовать с государственными информационными системами (Госуслуги, Росреестр, ФТС, Честный ЗНАК и т.д. — более 300 площадок),
  • участвовать в госзакупках на 8 федеральных электронных торговых площадках: аккредитоваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС), отправлять заявки, участвовать в аукционах, подписывать контракты,
  • участвовать в торгах по 223-ФЗ (zakupki.gov.ru и другие ЭТП),
  • участвовать в торгах банкротов (Сбербанк-АСТ и другие электронные площадки),
  • участвовать в коммерческих торгах (B2B-Center и другие площадки),
  • взаимодействовать с ЕГАИС (КЭП нужна на специальном носителе JaCarta SE PKI/ГОСТ или Рутокен ЭЦП 2.0).

Может ли ИП работать с подписью физлица

Некоторые порталы позволяют ИП работать с помощью сертификата физического лица. Но эту возможность могут убрать в любой момент. Всё потому, что сайты должны перейти на актуальные требования законодательства.

Изначально отдельного типа подписи для индивидуальных предпринимателей не было, поэтому они заверяли документы сертификатом физического лица. В 2015 году в 63-ФЗ внесли изменения, и по закону ИП стали использовать сертификат с ОГРНИП. Однако некоторые порталы до сих пор сохранили у себя старую логику работы с электронной подписью.

Как получить электронную подпись (ЭЦП) для ИП

Для получения квалифицированной электронной подписи ИП в 2024 году нужно:

  • Заполнить заявку на сайте удостоверяющего центра.
  • Предоставить оригинал паспорта или его заверенную копию, номер СНИЛС (иногда может понадобиться оригинал ИНН).
  • Подтвердить личность: приехать в офис удостоверяющего центра.

Как установить электронную подпись

На установку электронной подписи уйдет не больше 15 минут. Если получали сертификат ИП с помощью Контура, зайдите в личный кабинет, с помощью специалиста установите необходимые программы, а затем настройте компьютер.

Как ИП продлить электронную подпись

Чтобы продлить подпись ИП от УЦ ФНС через Контур:

  1. Сообщите, что нужен сертификат: оставьте заявку на сайте или в личном кабинете. Также можете связаться с сервисным центром.
  2. Оплатите счет.
  3. Посетите сервисный центр с оригиналами документов — паспортом и заявлением на выпуск сертификата. После проверки получите сертификат.
  4. Настройте рабочее место с помощью сервисов Контура.

Автор: Денис Енборисов, эксперт в электронной подписи и МЧД


Все новости

Получить сертификат

© 2011-2024 АО «ГК «НБС» Все права защищены. Карта сайта
Изготовление сайта – НБС-Медиа