Электронная подпись для Росреестра

14.11.2024

Росреестр — государственный орган, который регистрирует права на недвижимость и сделки с ней. С ведомством удобно взаимодействовать через интернет. Для этого необходимо получить сертификат электронной подписи. В статье расскажем, как это сделать.

Как можно использовать ЭП при работе с Росреестром

Подать заявление в Росреестр можно онлайн. Это пригодится, если нужно поставить недвижимость на кадастровый учет, зарегистрировать права на недвижимость или сделку с ней.

Мнение эксперта

Иван Быков

Подавать заявление в Росреестр онлайн быстрее, чем лично посещать отделения ведомства или МФЦ или ждать, пока нужные документы придут по почте. Заполнить его можно в любое время, даже ночью. Срок и стоимость исполнения заявки зависит от категории услуги. Чтобы подать заявление на сайте ведомства, его нужно подписать электронной подписью (ЭП).

Кому необходима электронная подпись для Росреестра

Всем, кто работает на портале и получает основные услуги, а именно:

  • кадастровым инженерам;
  • госорганам, которые регистрируют права на недвижимость;
  • органам власти — например, судам и приставам;
  • представителям бизнеса — крупным застройщикам, риэлторам, агентствам недвижимости, банкам;
  • арбитражным управляющим;
  • нотариусам;
  • физическим лицам, которые регистрируют права на недвижимость или совершают сделки в ее отношении.

Какая электронная подпись подходит для Росреестра

Чтобы подписывать заявления для Росреестра, нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Ее создают с помощью криптографии. Для этого заявитель — физлицо, сотрудник или руководитель — получает сертификат КЭП. Вместе с ним на носителе закрытый ключ — с его помощью криптография позволяет создать электронную подпись.

Есть несколько видов сертификатов КЭП. Объясним, в чем их особенность и расскажем, где и как их можно выпустить.

Как получить ЭП для Росреестра профильному специалисту

Раньше с помощью кадастрового номера можно было узнать о владельце любого участка или объекта недвижимости. Но правила работы на портале изменились: теперь в выписке из ЕГРН, которую получают физлица, скрыты персональные данные хозяев жилья.

Но некоторым специалистам всё еще нужно их получать. Например, это необходимо арбитражным управляющим, чтобы они смогли оценить доход возможного банкрота. Еще такая информация нужна органам власти и кадастровым инженерам. Объясним, какой сертификат ЭП им понадобится.

Требования к ЭП для Росреестра

Почти во всех случаях для работы на портале подойдет КЭП физлица. Но есть исключение. Оно касается кадастровых инженеров — им нужны особые сертификаты электронной подписи.

Всё из-за правил работы с Росреестром. После того, как кадастровый инженер загружает на сайт документ, его вручную перепроверяют сотрудники региональных отделений ведомства. Они могут не принять документ, если в сертификате ЭП нет специальной отметки кадастрового инженера. При этом часто ссылаются на распоряжение от 20.05.2019 N Р/0083.

Где получить ЭП

Сертификаты для физлиц и кадастровых инженеров можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре. Например, в УЦ Контура.

Список документов

Чтобы специалист мог получить ЭП, ему нужно подготовить паспорт, номера ИНН и СНИЛС. Кадастровым инженерам дополнительно понадобятся аттестат или выписка из реестра кадастровых инженеров. Они помогут подтвердить квалификацию.

Как получить электронную подпись для Росреестра

Чтобы выпустить сертификат в УЦ Контура, следуйте инструкции:

  1. Оформите заявку через сайт или обратитесь в сервисный центр.
  2. Оплатите счет.
  3. Подготовьте документы: загрузите скан паспорта в личный кабинет для онлайн-проверки.
  4. Самостоятельно придите в сервисный центр и принесите оригинал паспорта. Сотрудник Контура удостоверит вашу личность и выдаст сертификат.

Сроки изготовления

Получить сертификат электронной подписи можно за день. Срок зависит от того, насколько быстро заполнят данные, отправят заявку и оплатят ее. А также от того, как скоро специалисты Удостоверяющего центра проверят документы и идентифицируют личность.

Стоимость электронной подписи

От 4 000 рублей. В эту сумму входят сертификат, автоматическая настройка компьютера и круглосуточная поддержка.

Нужна ли МЧД для работы с Росреестром

Машиночитаемая доверенность (МЧД) необходима сотрудникам компаний, которые регистрируют изменения на портале Росреестра. Например, работникам банков, страховых или бюджетных учреждений.

Чтобы сотрудник мог работать на сайте Росреестра, руководитель через нотариуса выдает ему МЧД с полномочиями для работы в сервисах ведомства.

Как получить электронную подпись для Росреестра физическому лицу

Получить сертификат они могут также, как и профильные специалисты — в аккредитованном УЦ. Физлицам тоже потребуются паспорт, номера ИНН и СНИЛС.

Где физлицу получить выписку из ЕГРН

Раньше это можно было сделать на сайте Росреестра. Теперь выписки заказывают через Госуслуги. Чтобы ее получить, использовать сертификат электронной подписи не обязательно. Он может пригодиться только для подтверждения учетной записи на Госуслугах и входа в аккаунт.

Как получить ЭП для Росреестра руководителю или ИП

Директора коммерческих фирм или индивидуальные предприниматели получают свои сертификаты ЭП в УЦ ФНС или у его доверенных лиц.

Руководители банков и финансовых организаций могут выпустить их в Центробанке, а бюджетных учреждений — в Федеральном Казначействе.

Инструкция по работе с ЭП для Росреестра

Расскажем про ключевые этапы, на которых потребуется работать с сертификатом ЭП. Объясним, как зайти на портал и где подписать документы для Росреестра.

Вход на портал Росреестра с помощью электронной подписи

Чтобы попасть на сайт, нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах. Авторизоваться можно с помощью сертификата КЭП. Для этого вставьте носитель с его ключом в компьютер, установите специальный плагин и выберите способ входа.

Где заполнить заявления

Зайдите в раздел «Мои услуги и сервисы» и выберите подходящую услугу. После укажите информацию о заявителе, сведения об объекте недвижимости. Прикрепите нужные документы: например, сканы паспорта. Их нужно подписать с помощью КЭП.

Как подписать электронной подписью документы для Росреестра

Сделать это можно в специальном сервисе — например, в Контур.Крипто. Чтобы подписать документ, следуйте инструкции.

1. Загрузите нужный файл.

2. Выберите сертификат.

Как создать файл ЭП формата sig

Чтобы сформировать его в Контур.Крипто, выберите пункт «Открепленная подпись» и подпишите документ.

После скачайте архив — в нем будут подписанный документ и файл ЭП.

Как прикрепить ЭП на портале Росреестра

Откройте вкладку «Прикрепление документа». Заполните нужные поля и загрузите файлы. Сам документ в раздел «Файл», а ЭП с расширением «.sig» — в раздел «Подпись».

Как проверить электронную подпись на сайте Росреестра

Перейдите в специальный сервис. Загрузите файлы документа и электронной подписи.

Важно: на портале Росреестра можно проверить только подписи на документах с расширением «.xml». Если нужно проверить ЭП на файлах другого формата, используйте Контур.Крипто.

Частые ошибки при работе с ЭП

Расскажем о двух распространенных ошибках, которые могут встретиться во время подписания документа.

Не получается выбрать сертификат или не появляется сообщение, что документ успешно подписали. Попробуйте сменить браузер. Если используете Google Chrome, Яндекс Браузер или Opera, перейдите на Firefox или Safari.

Сертификат в хранилище не обнаружен. Это значит, что его неправильно установили. Чтобы исправить ситуацию:

  • Проверьте настройки криптопровайдера. Важно, чтобы на компьютер установили только одно средство криптографической защиты информации. Для работы с Росреестром рекомендуем использовать КриптоПро CSP.
  • Убедитесь, что установили корневые сертификаты издателя. Если нет, обратитесь в удостоверяющий центр, где приобретали свой сертификат.

Для чего еще можно использовать электронную подпись

Сертификат КЭП можно использовать для множества задач — например, чтобы участвовать в закупках, сдавать отчетность в контролирующие органы и обмениваться документами с контрагентами.

Подведем итоги

Сертификат квалифицированной электронной подписи помогает получить услуги на портале Росреестра. С его помощью можно запросить информацию о недвижимости, поставить объекты на кадастровый учет, зарегистрировать права и сделки онлайн.

Получить сертификат нужно руководителям компаний, ИП, физлицам и специалистам — например, кадастровым инженерам и арбитражным управляющим. Сделать это можно в Удостоверяющем центре. Понадобятся паспорт, номера СНИЛС и ИНН. Кадастровым инженерам также потребуются аттестат или выписка из специального реестра.

Иногда для работы с Росреестром нужна машиночитаемая доверенность. Ее оформляют у нотариуса.

Авторы: Иван Быков, Мария Деменева


Все новости

Получить сертификат

© 2011-2024 АО «ГК «НБС» Все права защищены. Карта сайта
Изготовление сайта – НБС-Медиа