Подготовили обзор главных нововведений проекта изменений в 63-ФЗ, которые в будущем помогут упростить работу с МЧД и электронными подписями.
Минцифры предлагает внести поправки в несколько статей 63-ФЗ «Об электронной подписи». Для этого ведомство предложило для общественного обсуждения проект изменений закона. Его главные нововведения позволят:
Предполагается, что поправки начнут действовать с 1 января 2026. Но срок может сдвинуться в зависимости от того, как быстро всё рассмотрят и продолжится работа по оформлению законопроекта, когда изменятся приказы и постановления, связанные с нововведениями. Подробнее про основные изменения расскажем ниже.
На одного сотрудника компании приходится оформлять сразу несколько машиночитаемых доверенностей. Всё из-за многообразия форматов МЧД: пока одни платформы позволяют подтвердить полномочия с помощью доверенностей формата 003 — его еще называют единым, — другие используют собственный. Из-за этого возникает много вопросов: бизнесу необходимо разбираться, какие МЧД нужно выпустить.
Чтобы оптимизировать работу с МЧД, поправки обяжут госорганы принимать доверенности единого формата. Требования к его составу, как и сейчас, должны находиться на портале Госуслуг. По желанию ведомства смогут создавать и принимать собственные форматы МЧД, но только в дополнение к единому.
Такое правило уже действует в отношении отчества: его вносят в сертификат только при наличии в документах. Аналогичный подход решили применить и к имени с фамилией.
При этом случаев, когда у человека в документах может не быть имени, в российском законодательстве нет. С фамилиями всё иначе. Иногда они отсутствуют у иностранцев. Например, у жителей Индии. Из-за исторических особенностей у некоторых людей из этой страны в документах может быть указано только имя. Кроме того, в 2016 году один из российских судов помог человеку без фамилии доказать право на наследство и постановил, что Гражданский кодекс не обязывает человека иметь фамилию.
Уже сейчас это могут сделать директора филиалов или представительств коммерческих иностранных организаций. Но только если у их компаний есть российский ИНН и они зарегистрированы в специальном реестре. Всё потому, что для получения сертификата представители таких организаций должны предоставлять не только привычные документы и реквизиты, но и регистрационные номера из реестра.
Если поправки из нового проекта закона примут, получить сертификаты КЭП смогут еще и руководители дипломатических представительств, консульств, международных, межгосударственных и межправительственных организаций. Эти организации не должны регистрироваться в реестре, потому что они не ведут коммерческую деятельность. Получать сертификаты руководители таких организаций должны будут в удостоверяющем центре ФНС.
Когда руководитель такой организации получит сертификат, он сможет выпускать подписывать машиночитаемые доверенности на сотрудников без обращений в контролирующие органы. Открыт вопрос, как такие компании будут обмениваться электронными документами — из-за отсутствия привычных для российских юрлиц реквизитов, с этим могут возникнуть трудности.
Авторы: Иван Быков, Мария Деменева