Электронную подпись Контура можно оформить разными способами. Сегодня расскажем, кто и как может оформить сертификат ЭП в государственных многофункциональных центрах.
В данном тексте мы будем говорить преимущественно о наиболее функциональном виде электронной подписи (ЭП или прежнее название ЭЦП) — квалифицированной электронной подписи (КЭП). Во-первых, только КЭП придает документу юридическую силу без дополнительных соглашений. Во-вторых, квалифицированная подпись позволит отследить, вносились ли изменения в документ после его подписания.
Получить сертификат электронной подписи Контура можно в МФЦ нескольких регионов. Например:
Получить услугу могут как граждане РФ, так и те, кто не имеет российского гражданства. Также не важно ваше место регистрации: можно оформить подпись в МФЦ Санкт-Петербурга, даже если зарегистрированы в Челябинской области.
Во многие многофункциональные центры можно прийти без записи и получить талон электронной очереди на месте. Но удобнее записаться на прием онлайн, чтобы подойти к конкретному времени и не ждать. Обратите внимание, для некоторых МФЦ предварительная запись обязательна, информацию следует уточнить по телефону конкретного отделения.
В МФЦ скажите сотруднику, что хотите оставить заявку на электронную подпись от Контура. У вас спросят ФИО, ИНН и номер телефона. Когда сотрудник заполнит и отправит форму, возможны два варианта развития событий:
Весь процесс оформления сертификата электронной подписи в МФЦ займет у вас порядка 15 минут. До получения ЭП пройдет около 2-3 рабочих дней — время на отправку и проверку данных, генерацию сертификата.
Многофункциональный центр выпустит сертификат ЭП не сам, а через аккредитованный удостоверяющий центр. В случае с Контуром, например, процесс оформления пройдет в личном кабинете компании, а в сертификате укажут один из наших УЦ: СКБ Контур или Сертум-Про.
Подать документы на получение КЭП могут только физические лица,. для различных задач.
1. Участникам закупок и торгов сертификат КЭП необходим на всех этапах конкурсных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ — от регистрации в Единой информационной системе до заключения контракта. Сертификат понадобится и для участия в конкурсных процедурах на других площадках, например, на аукционах по имуществу банкротов.
2. Сотрудникам и уполномоченным лицам компаний электронная подпись нужна для ведения отчетности, подписания документов с контрагентами, оформления сделок.
С 2022 года главы коммерческих и финансовых организаций, органов власти, а также индивидуальные предприниматели и нотариусы ограничены в выборе УЦ для получения ЭП. В зависимости от специфики деятельности, им следует обращаться в Федеральную налоговую службу, Банк России или Казначейство.
В МФЦ оформить электронную подпись по-прежнему могут сотрудники, не входящие в число топ-менеджеров.
3. Физическим лицам электронная подпись упростит взаимодействие с госорганами и организациями. Обладатель ЭП сможет удаленно подписать личные и рабочие документы — от трудового договора и обращения в суд до оформления патента и открытия ИП. Для этих сценариев нужно оформить базовый сертификат квалифицированной электронной подписи.
Также в МФЦ физлица могут заказать сертификат ЭП, который позволит работать с Росреестром: дистанционно проводить сделки с недвижимостью и запрашивать данные из ЕГРН.
Для получения сертификата ЭП через многофункциональный центр воспользуйтесь пошаговой инструкцией:
В итоге на вашем токене будут все файлы, необходимые для подписания электронных документов: ключи электронной подписи и сертификат. Для использования ЭП сертификат нужно установить и настроить.
Чтобы электронная подпись правильно работала, нужно настроить компьютер. Наиболее простой способ это сделать — воспользоваться автоматической настройкой от УЦ Контура. Сервис сам установит необходимые программы, драйверы и плагины.
Для автоматической установки зайдите на страницу ca.kontur.ru/install и следуйте инструкциям сервиса. Весь процесс установки займет обычно занимает 15 минут и состоит из нескольких шагов:
1. Если ранее вы не пользовались сервисом, то сервис предложит установить расширение и Диаг.Плагин — кнопки появятся на главном экране.
Если вы работаете в браузере Internet Explorer, то также появится кнопка дополнительной настройки — нажмите на нее и следуйте указаниям.
2. Сервис предложит отметить сайты, на которых вы планируете работать и для которых нужны специальные настройки. Отметьте необходимое или пропустите этот шаг.
3. Далее сервис проверит, каких программ и компонентов на вашем компьютере не достает для правильной работы электронной подписи.
4. Когда он закончит проверку, вам нужно будет подтвердить установку недостающих компонентов. Вы можете установить их выборочно, однако мы не рекомендуем этого делать — из-за неправильной настройки электронная подпись может работать с ошибками.
5. После установки перезагрузите компьютер или браузер — сервис подскажет, что именно.
6. Заново зайдите на ca.kontur.ru/install и присоедините токен с сертификатом ЭП к компьютеру.
7. Если компьютер настроен для использования ЭП, сервис сообщит об этом.
Сервис автоматической установки Контура подойдет как для первичной настройки компьютера, так и для обновления компонентов. Если с автоустановкой возникнут сложности, обратитесь в нашу техподдержку по почте info@ucnbs.ru или контактам, указанным внизу сайта.
Автор: Иван Быков, ведущий эксперт в сфере электронной подписи