Как продлить электронную подпись онлайн

08.04.2025

Сертификат электронной подписи нужно периодически обновлять. И лучше сделать это до того, как срок старого сертификата истечет — тогда всю процедуру можно пройти удаленно.

Перевыпуск и продление это одно и тоже?

В статье мы говорим «продлить», «перевыпустить» или «обновить» электронную подпись. Это синонимичные слова, которые объясняют получение нового сертификата ЭП взамен старого.

Также весь разбор пишем про наиболее популярный вид электронной подписи — квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Срок действия электронной подписи

Электронную подпись можно использовать ограниченный срок. Чаще всего это 12 или 15 месяцев. Это связано с тем, что закрытый ключ сертификата подписи имеет ограниченный срок действия.

Так, сертификат ФНС действует ровно 15 месяцев, после этого руководителю или ИП придется получить новый. А сертификат от УЦ Контура можно выпустить на 3−15 месяцев, по желанию владельца подписи.

Обычно удостоверяющий центр (УЦ) предупреждает об окончании срока действия сертификата. Но мы рекомендуем самостоятельно следить, когда закончится сертификат. Если пропустить этот момент, то перевыпустить его будет сложнее — понадобится личный визит в офис УЦ или в отделение налоговой.

Обновить сертификат онлайн получится только, если еще действует старый.

Проверить срок действия сертификата ЭП можно тремя способами:

  1. В личном кабинете УЦ, где получали сертификат.

    Если делали это в Контуре, перейдите по ссылке lk.ca.kontur.ru, авторизуйтесь и перейдите на вкладку «Действующие».
  2. В программе КриптоПро CSP. Она позволит посмотреть все сертификаты, установленные на компьютере, их сроки действия и реквизиты.

    Откройте Пуск → Панель управления → запустите КриптоПро CSP. И просмотрите сертификаты, следуя инструкции.
  3. Через панель управления Рутокен. Если ваш сертификат хранится на Рутокене, то перейдите в Пуск → Рутокен → Панель управления Рутокен → вкладка Сертификаты.

Когда необходимо продление электронной подписи

Обновить сертификат электронной подписи нужно не только при окончании срока, но и если:

  • Изменились данные владельца подписи: например, новая фамилия. При этом если получили новый паспорт, но ФИО остались те же, сертификат менять не нужно.
  • Поменялись реквизиты компании: новое название, сменился руководитель, случилась реорганизация.
  • Сломался или потерялся токен — usb-носитель, на котором хранился ключ сертификата ЭП. При этом если токен потеряли, то нужно обезопасить себя и скорее отозвать сертификат, который на нем хранился. Иначе потерянный ключ сертификата может попасть в руки злоумышленников.

Из всех этих случаев продлить сертификат подписи онлайн можно только в первой ситуации. В остальных — новые данные владельца или утеря токена — понадобится действовать иначе:

  1. Отозвать старый сертификат ЭП: онлайн через сайт УЦ, лично в его офисе или через Госуслуги. В ситуации с утратой токена — только очно в УЦ.
  2. Получить новый сертификат ЭП: оплатить, заполнить заявку с паспортными данными, ИНН и СНИЛС — и лично явиться в офис УЦ. Там сотрудники подтвердят вашу личность и выдадут новый сертификат.

Где можно продлить электронную подпись

Физлица продляют сертификаты ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах, например, Контуре. При этом необязательно, чтобы это был тот же УЦ, который выдал первый сертификат.

Как продлить электронную подпись онлайн: пошаговая инструкция

Перед продлением сертификата электронной подписи проверьте, что у вас есть всё необходимое:

  • действующий сертификат КЭП,
  • данные в этом сертификате те же, что и будут в новом — ФИО и ИНН владельца, а для организаций — реквизиты юрлица,
  • дополнительно для руководителей компаний и ИП: подходящий токен.

Как продлить КЭП физлица в Контуре

Эта инструкция подходит для сотрудников и физлиц, которые используют подпись для личных целей.

  1. За 60 дней до окончания сертификата КЭП при входе в сервисы Контура появится кнопка «Обновить». Перейдите на нее и оплатите новый сертификат. Либо свяжитесь с любым офисом Контура, специалисты выставят счет.
  2. После оплаты перейдите в личный кабинет УЦ lk.ca.kontur.ru. Откройте заявку на будущий сертификат.
  3. Заполните заявление на выпуск сертификата. Понадобится паспорт, СНИЛС и ИНН. Дождитесь проверки данных — обычно она занимает 1-2 часа.
  4. Подпишите заявление действующим сертификатом. Подойдет «старый» сертификат КЭП с такими же данными или электронная подпись из приложения Госключ.
    Если заказали выпуск через курьера, выберите вариант «На встрече со специалистом». Когда сотрудник приедет к вам и удостоверит личность, вы подпишете заявление в бумажном виде.
  5. Выпустите сертификат. Выберите, куда сохранить его ключи — на компьютер или токен. А затем следуйте подсказкам сервиса и сгенерируйте открытый и закрытый ключи, сертификат и установите пароль.
  6. Подпишите расписку о получении сертификата. Для этого используйте действующий сертификат КЭП или электронную подпись Госключа.

Как продлить КЭП ФНС

Руководители юрлиц и индивидуальные предприниматели продляют свои КЭП в налоговой или у ее доверенных лиц. Помочь с этим может Контур.

  • наши эксперты подготовят ваш компьютер, установят необходимые плагины и программы,
  • дистанционно продлят сертификат,
  • помогут настроить работу на порталах, где планируете пользоваться электронной подписью.

Авторы: Иван Быков, Ольга Кураева


Все новости

Получить сертификат

© 2011-2024 АО «ГК «НБС» Все права защищены. Карта сайта
Изготовление сайта – НБС-Медиа