Электронная подпись — это набор данных, поэтому ее увидеть невозможно. Однако файлы, из которых создается ЭП, а также их носители, например флешку, мы можем представить и описать. В статье расскажем, как они выглядят, и объясним, как понять, что на электронном документе стоит подпись.
Электронная подпись (ЭП, или ЭЦП — устаревшее название) — это реквизит электронного документа. Она подтверждает автора ЭП, отсутствие изменений в подписанном файле, а также дает документам юридическую силу при определенных условиях.
В 63-ФЗ описаны три вида электронной подписи: простая — ПЭП, усиленная неквалифицированная — НЭП и усиленная квалифицированная — КЭП. Отличаются ли они внешне, расскажем далее в статье.
Мы упрощаем термины в статье. Например, говорим «получить квалифицированную электронную подпись», хотя фактически получают не подпись, а сертификат, участвующий в подписании документов.
КЭП — самая универсальная подпись. Она равнозначна собственноручной и по умолчанию придает подписанному документу юридическую значимость. По этой причине бизнес часто использует ее в работе: чтобы участвовать в торгах, сдавать отчетность и обмениваться документами с контрагентами.
Визуально НЭП не отличается от КЭП. Но у них разные требования к программному обеспечению, структуре сертификата, который подтверждает личность владельца подписи, а также процедура получения.
Из-за того, что КЭП по умолчанию придает документам юридическую силу, к получению ее сертификата больше требований: их выдают только специально отобранные организации — аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ). Чтобы выпустить КЭП, нужно прийти туда и удостоверить личность.
НЭП же дает файлам юридическую значимость не по умолчанию, а когда стороны, которые обмениваются документами, заключили допсоглашение об этом. Отличаются и сферы применения КЭП и НЭП. КЭП универсальна — с ней можно работать одновременно в нескольких системах: зарегистрировать квартиру в Росреестре и при этом отчитаться в Честном ЗНАКе. А НЭП используется только на одной конкретной площадке.
Например, неквалифицированную подпись можно выпустить онлайн на сайте ФНС, если есть аккаунт на Госуслугах. Сделать это может физлицо, но не ИП или представитель юрлица. Такая НЭП будет работать только на сайте налоговой — по внутреннему регламенту ФНС. Или другой пример — кадровый электронный документооборот (ЭДО) в компании. Сотрудник с НЭП подписывает приказы, трудовые договоры, должностные инструкции и другие кадровые документы только в системе ЭДО организации. Подпись обеспечивает их юридическую значимость, так как работник и компания заключили соглашение об этом.
Простая ЭП — это комбинация цифр и символов, с помощью которой можно узнать автора документа или подтвердить совершенное действие. Например, это логин и пароль при входе на Госуслуги или смс-код, который банк отправляет на телефон, когда вы оплачиваете товары в интернете. Таким образом вы подтверждаете, что именно вы входите на портал или совершаете покупку.
В зависимости от площадки и сервиса, где используют ПЭП, может стоять тот или иной знак, что документ подписан. Например, галочка или штамп «Платеж отправлен», «Подписано ПЭП».
ПЭП также не будет давать документам юридическую силу, если стороны документооборота не заключат между собой соглашение. Его обычно включают в договор обслуживания:например, между банком и клиентом.Или заключают во время обслуживания: например, анкета-согласие на использование электронной подписи на Почте России.
По сути электронную подпись на документах никак не увидеть, так как это набор данных: информация, которая присоединяется к другой информации. Можно только проверить сам факт того, что документ подписан. Для этого есть специальные программы, например на портале Госуслуг или же Контур.Крипто.
Закон об электронной подписи устанавливает, что подобные программы должны наглядно показывать следующую информацию об ЭП:
Итак, представим, что вы подписали КЭП документ Microsoft Word. Вот как она будет выглядеть.
Когда документ подписали КЭП, создается отдельный файл с ЭП. У него такое же название, но другое расширение — sig, sgn или p7s.
Документ с открепленной электронной подписью выглядит как два файла — сам документ и файл подписи.
Чтобы проверить автора и неизменность подписанного документа, в программу, например Контур.Крипто, надо передать сразу два файла: оригинал «Файл.docx» и файл с подписью «Файл.sig».
Когда документ подписали электронной подписью, в тот же файл добавляется расширение «Файл.docx.sig». То есть ЭП находится внутри исходного документа.
Чтобы проверить такой документ, например в сервисе от Госуслуг, в программу надо загрузить именно этот файл — «Файл.docx.sig».
Документ с прикрепленной электронной подписью — это один файл с форматом.sig
Когда файл подписали ЭП, его формат остался прежним, но в самом документе появляется штамп или специальный знак с информацией о подписи. Если изменить документ после подписания, электронная подпись станет недействительной.
Встроенную подпись создают внутри документов Word, Excel или PDF с помощью дополнительного ПО: например, КриптоПро Office Signature и КриптоПро PDF. Часто такой способ визуализации подписи используют государственные структуры: ФНС, Росреестр и другие. Внизу их документов стоят подобные штампы:
Штамп электронной подписи на документе от налоговой похож на печать
Как выглядит штамп, зависит от настроек программы, где он создан, или сервиса. Например, в Контур.Экстерне появляется галочка «Документ подписан», а в подписанном документе Microsoft Word на панели внизу — красный ярлык:
Знак электронной подписи в документе Word находится внизу окна
Также в Microsoft Word можно создать поле с графическим изображением подписи. Юридической силы оно не имеет, а служит просто для наглядности.
В документ Word можно поставить картинку с вашей рукописной подписью, но это не заменит подписание документа электронной подписью
Посмотреть, есть ли в документе подпись, можно и на вкладке «Свойства». В пункте «Подпись» будут сведения о подписанте.
Если в документе стоит отметка «Подписано ЭП» и подобные, это не значит, что файл на самом деле подписан и не изменен. Чтобы проверить подлинность документа и верность ЭП, надо загрузить электронный оригинал документа в специальный сервис (например, Контур.Крипто).
Распечатывать документ с ЭП не нужно, ведь он подписан в электронном, а не в бумажном виде.
На физических носителях хранят не саму электронную подпись, а ее компоненты — файлы, с помощью которых человек формирует подпись, когда подписывает документ. Это сертификат, подтверждающий личность владельца подписи, а также закрытый и открытый ключи — длинные наборы символов.
Сертификат и ключи можно записать на съемные носители или хранить только в памяти компьютера. Далее перечислим, на каких устройствах хранят элементы ЭП, и покажем, как выглядят такие носители.
Ключи для создания ЭП руководитель формирует самостоятельно на компьютере, а вот за сертификатом надо идти в ФНС.
Токен — это устройство, которое внешне очень похоже на обычную флешку. Но в отличие от флешки токен предназначен для защиты информации, поэтому на его карте памяти есть восьмизначный пароль.
На токене также может быть установлено средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Оно не позволяет переносить файлы с токена на другие устройства.
Использовать обычную флешку для хранения подписи опасно. Ведь она не защитит данные.
Токен очень похож на флешку, но более надежен. Изображение с сайта rutoken.ru
Smart-карта — это пластиковая карта с микросхемой, похожая на банковскую карту. Она выполняет ту же функцию, что и токен, то есть защищает информацию: на ней есть пароль и СКЗИ. Однако возможности карты в отличие от токена шире. Например, иногда компании делают из smart-карт электронные удостоверения сотрудников.
Для считывания информации с карты обычно нужно специальное устройство. Некоторые карты работают бесконтактно.
Smart-карта для хранения электронной подписи выглядит как банковская карточка.
Flash, или флешка, — это небольшое устройство для хранения информации, где есть карта памяти и разъем USB. Она не предназначена для защиты и шифрования данных в отличие от токена, поэтому на ней нет пароля и СКЗИ. Из этого следует, что хранить ЭП на флешке не стоит, так как информация легко может попасть не в те руки.
Подробнее про электронную подпись на флешке мы рассказывали в статье.
Флешка — еще один usb-носитель для записи файлов электронной подписи. Она менее безопасна, чем токен
Итак, на носителях хранят не электронные подписи, а файлы, из которых формируются ЭП. Самые безопасные устройства для этого — токен и smart-карта: они защищены паролями, а некоторые — СКЗИ.
Чтобы сохранить подпись в безопасности, не стоит передавать носитель с ЭП другим людям. Так, сотрудники не должны иметь доступ к подписям руководителя и друг друга. Иначе они могут подписать документ самовольно, а доказать, что подпись поставил не ее владелец, трудно.
Автор: Иван Быков