Если функция подписания не встроена в сервис отправки документов, то наша статья для вас.
Часто функция подписания уже встроена в сервис по работе с документами. Выглядит это так: бухгалтер готовит акт, нажимает кнопку «Подписать» и отправляет контрагенту. Это самый удобный и быстрый способ подписать файл.
Но бывает, что документ нужно заверить вне сервиса документооборота. Тогда нужна специальная программа. Она поможет подписать документ и обеспечит ему юридическую значимость, как и сервисы со встроенной функцией подписания.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Обратитесь в специальную организацию — удостоверяющий центр (УЦ) — и получите все компоненты для создания электронной подписи: сертификат, открытый и закрытый ключи. Их запишут на токен (похож на usb-флешку) или вы сможете сохранить их на компьютере.
Если документ будет подписывать руководитель компании и индивидуальный предприниматель (ИП), ему нужно получить сертификат КЭП в налоговой, у её доверенных лиц.
Рядовым сотрудникам и простым физлицам получать сертификат КЭП нужно в коммерческих УЦ, например, в Контуре. С собой нужно иметь паспорт, ИНН и СНИЛС.
Программа для работы электронной подписи. На компьютере должна быть специальная программа — средство криптозащиты информации (СКЗИ). Без нее электронная подпись работать не будет. Наиболее распространенные в России: КриптоПро CSP и VipNet CSP.
Окончательная версия документа или файла. Нельзя вносить правки после того, как поставите на файл электронную подпись. В таком случае подпись станет недействительной, контрагент не примет документ — файл придется переподписывать.
Программа или сервис для подписания документа. Существуют десктопные программы, которые устанавливаются на компьютер, например, КриптоАРМ, КриптоПро PDF или КриптоПро Office Signature. А также онлайн-сервисы вроде Контур.Крипто, когда достаточно зайти на сайт, добавить документ и электронную подпись. Какое ПО и в каком случае выбирать, разберем дальше.
Перед подписанием документа установите электронную подпись на компьютер. Иначе ни одна программа или сервис не распознают ее. Настроить подпись можно вручную, но проще всего использовать сервис-помощник Контур. Веб-Диск. Он проверит, каких компонентов не хватает на устройстве, предложит их скачать и установить. Сразу после этого электронная подпись будет готова к работе.
Документ, который заверили электронной подписью может поменять свое расширение. Все зависит от того, какую ЭП вы создали: открепленную, прикрепленную или встроенную.
Файл с подписью создают отдельно от документа. Часто у него такое же название, как у исходного файла, но другое расширение — «.sig», «.sgn» или «.p7s». Такой способ подходит для заверения файлов любого формата.
Можно создать усовершенствованную открепленную подпись — с меткой времени. Или подставить в документе несколько подписей — файл.sig будет содержать информацию обо всех КЭП.
Эта электронная подпись находится в одном файле с исходным документом. Обычно расширение файла — «.sig» или «.sgn», а его размер немного больше, чем у исходного документа. Контрагенту необходимо предоставить только этот файл.
Исходный документ остается в своем формате, сведения о подписи вы увидите только в самом файле. Внутри документа по желанию можно разместить изображение: штамп с данными, логотип компании или рисунок рукописной подписи. Встроенную ЭП можно поставить только через дополнительные программы, например, КриптоПро Office Signature или КриптоПро PDF.
Существуют сервисы и программы, для которых неважно, какой именно файл вы подписываете — документ, таблицу, изображение — они поставят электронную подпись на любой формат. Подпись получится одного из двух видов: открепленная или прикрепленная.
В Контур.Крипто подписание документов происходит бесплатно и без дополнительных программ — прямо на сайте.
Чтобы создать встроенную электронную подпись в файлах Word(.doc,.docx,.odt) и Excel (.xls,.xlsx,.ods), нужен плагин КриптоПро Office Signature. Он работает бесплатно только 90 дней. Оплатить лицензию для него можно на сайте разработчика или в офисе УЦ Контура при получении сертификата КЭП.
Порядок подписания таблицы Excel или документа Word не отличается. Рассмотрим алгоритм действий на примере документа Word:
Скачайте КриптоПро Office Signature с официального сайта. Сделать это должны оба контрагента, а не только тот, кто подписывает документ. Иначе получатель файла не сможет проверить электронную подпись.
Плагин поможет создать два вида подписи: видимую и невидимую. А теперь расскажем в инструкциях, как создать каждую.
Чтобы проверить работает ли подпись, нажмите на этот значок — откроется вкладка с информацией об электронной подписи. Раздел «Состав подписи» покажет подробную информацию о подписанте, сертификате КЭП и цели подписания.
Видимая электронная подпись в документе Word или таблице Excel может выглядеть так, как этого требует финальный согласующий или контрагент. Вы можете добавить не только поле с именем и должностью подписанта, но и картинку с его рукописной подписью:
Как именно выглядит штамп подписи, не влияет на юридическую значимость документа. Главные сведения об электронной подписи есть в свойствах документа, а изображение — только визуальный элемент.
Мы рассмотрели два способа поставить электронную подпись на документы Word и Excel. По аналогии с ними можно добавлять в файлы не одну, а несколько подписей. Например, КЭП сотрудника, подготовившего документ, и подпись руководителя, который документ согласовал.
Для подписания файлов формата.pdf понадобится дополнительный компонент — модуль КриптоПро PDF.
КриптоПро PDF уже встроен в Adobe Reader, в том числе в Adobe Acrobat и Adobe LiveCycle ES. Для других программ модуль необходимо оплатить, а бесплатную версию получится использовать только в тестовый период 90 дней. Скачать и оплатить модуль можно на официальном сайте.
Автор: Ольга Кураева