С сентября 2024 года операторы въездного и внутреннего туризма перешли на государственную информационную систему «Электронная путевка». Какие есть особенности у системы, что нужно учесть туроператорам — в статье подробно рассказываем обо всех нюансах.
ГИС «Электронная путевка» (ГИС ЭП) – единая государственная информационная система, куда туроператоры отправляют данные об оплаченных турах, включающих перевозку и размещение не менее чем на сутки. С системой должны взаимодействовать туроператоры, организующие поездки как за границей, так и по территории России.
Для регистрации на площадке понадобится электронная подпись.
Ресурс создан для отслеживания работы туроператоров и оценки состояния отрасли. Это помогает государству контролировать туристический рынок и защищать права его участников.
Есть ряд документов, на которые также нужно опираться при работе с платформой:
Регистрация в ГИС ЭП в 2024 году | |
---|---|
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ. | Закон регулирует деятельность ГИС ЭП. В нем прописаны сроки, в течение которых информация должна быть предоставлена на платформу. |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок...» от 18.03.2023 N 417. | В документе изложено, как работает система. |
ФЗ от 28.05.2022 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». | По закону туроператоры должны вводить информацию о путевках в ГИС ЭП. |
Требования Минэкономразвития и ФСТЭК России от 4 апреля 2024 года (исх. №Д08и-10233). | Согласно документу для работы с ГИС ЭП необходимо пройти аттестацию. |
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». | Необходимо ознакомиться с правилами при работе и защите информации туристов. |
Приказ ФСБ №378, а также требования сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты к формированию замкнутой программной среды и применению модуля доверенной загрузки для обеспечения класса КС3 для шифрования. |
По закону для работы в системе туроператоры должны выполнить требования:
Применить криптографию КС3 при подключении к ГИС ЭП. Для этого потребуются и программные средства защиты информации (СЗИ), и аппаратные. Это сможет обеспечить лишь физический сервер. Его можно взять в аренду у провайдера или приобрести и установить самостоятельно.
Пройти аттестацию. Меры безопасности регулируются приказом ФСТЭК России №17. Собственник помещения должен сам проследить за их соблюдением. За арендованную площадку или ЦОД (центр обработки данных) отвечает поставщик услуг.
Программное обеспечение с сертификацией ФСТЭК России. Вопрос совместимости СЗИ с сервером и операционной системой непростой. Для этой задачи лучше обратиться к специалистам, которые работают с сертифицированными продуктами.
Нет. Таких операторов исключают из реестра и запрещают им организовывать турпоездки.
Те, кто уже подключился к системе, также должны внимательно изучить новые правила работы с системой. Если оператор не будет соответствовать требованиям, то его отключат от ГИС ЭП и удалят из реестра. Возобновить деятельность можно будет только после соблюдения всех условий.
Данные о турпакетах за прошлый месяц необходимо загружать не позже 15 числа следующего месяца (по ФЗ-148).
Если путевка забронирована менее чем за 30 дней до начала тура, агентство обязано предоставить информацию как минимум за сутки до начала путешествия.
Пока конкретной информации о штрафах нет. Но если за три месяца туроператор не предоставил данные более трех раз, то его могут удалить из реестра.
Платформа предоставляет подробный видеоразбор регистрации в ГИС ЭП. Здесь кратко расскажем об основных этапах работы с системой.
ГИС ЭП предлагает три режима входа.
Администратор информационной безопасности (ИБ) туроператора. Этот пользователь может создавать и вносить изменения в учетные записи сотрудников.
Сотрудник. В этом режиме доступны: ввод, изменение и просмотр туров в системе.
Для работы в системе кроме электронной подписи сотруднику понадобится машиночитаемая доверенность.
Администратор. Помимо работы с путевками в системе имеет доступ к реестрам туроператоров и его принимающих сторон. И два режима ввода информации о турах.
Ручной. Сотрудник самостоятельно заносит сведения через личный кабинет.
Автоматизированный. Для этого создается интеграционный модуль и через него отправляются данные о реализации путевок.
Перед тем, как начать автоматизированный ввод в систему, необходимо провести его проверку с помощью демонстрационного стенда системы (демоверсии).
Для регистрации необходимо последовательно выполнить все этапы:
Если туроператор выбрал автоматизированный ввод, потребуется:
Автор: Александра Кириенко